Онлайн журнал о Природном Аквариуме

"Первая русская миссия в колыбель Природного Аквариума"

Первая русская миссия в колыбель Природного Аквариума.

(Очерки участника Мастер-семинара Такаси Амано «Nature Aquarium Training 2008» Александра Тарасенко)

 

Часть 1 


        Прежде чем начать свой рассказ об этой незабываемой поездке в страну восходящего солнца в сентябре 2008 года, хотел бы в двух словах поведать о том, что ей предшествовало. О концепции «Nature Aquarium», как и о самом Мастере растительного пейзажа под водой, господине Такаси Амано я узнал сравнительно недавно. Но впервые увидев аквариумы Амано, я безнадежно был пленен их красотой и понял, что никогда не видел ничего подобного. Это удивительное чувство, которое буквально гипнотизирует любого, впервые созерцающего «амановский» аквариум человека посеяло в моей душе жгучее желание как можно ближе познакомиться с идеей, технологией и инструментами создания этого шедевра – Природного Аквариума. Мысль оказаться в Урусияме, японском местечке близ Ниигаты, где находится знаменитая на весь мир Галерея Nature Aquarium, и своими глазами увидеть жемчужину дизайнерской аквариумистики с той поры стала для меня несбыточной мечтой. Но, как часто бывает с теми, кто по-настоящему, искренне чего-то захотел, судьба предложила мне счастливый билет, и наша компания «Неомарин», к тому времени уже имеющая высокий статус дистрибьютора ADA, была приглашена на семинар «Nature Aquarium Training 2008», специально организованный Aqua Design Amano. Этот тренинг носил закрытый характер, поскольку на него были приглашены исключительно деловые партнеры ADA – представители компаний-дистрибьюторов со всего мира. И это обстоятельство лишь усиливало ощущение интриги и эксклюзивности всего происходящего. Но об этом позднее.

Итак, наша делегация в составе двух человек впервые отправилась в Японию. Семинару предшествовала поистине триумфальная церемония подведения итогов ежегодного международного конкурса дизайна растительных аквариумов – IAPLC 2008. Этот грандиозный форум мирового значения проходил в самом центре Токио – Международном Форум-центре, и это лишь подчеркивало статус события как общепланетарного. 

    

 

 

Здесь я бы хотел сделать небольшое отступление и немного рассказать о первых впечатлениях от Японии. Конечно же, я и не планировал получить исчерпывающее представление об этой загадочной для меня стране: поездка планировалась сугубо деловой, а график мероприятий был очень насыщенным. Поэтому те ощущения, которые мы с коллегой испытали от самой страны, складывались, в основном, из картинок сюрреалистичного мегаполиса, в который буквально утрамбованы монстроподобных форм здания, среди которых очень трудно отличить жилые дома от офисных центров. И все это бетонное нагромождение рассечено сложной паутиной многоярусных эстакад и дорог. Увиденное рождало образы поселения людей будущего, колонизировавших очередную планету. Таким мы увидели Токио в первый раз. Казалось, человеку никогда не суждено разгадать замысел тех, кто строил этот город, который выглядел угрожающим монстром, проглатывающим тысячи людей. Позднее, мы поняли, как сильно заблуждались. В действительности, Токио – это город, выстроенный для людей. Мне трудно сравнить столицу Японии с каким бы то ни было городом Европы (во многих из которых я успел побывать) по удобству и комфортности пребывания в нем. Именно здесь я буквально кожей почувствовал, с какой молекулярной щепетильностью и детально продуманной точностью сделано все – от автоматов с вкуснейшим зеленым чаем, встречающихся на каждом шагу, до сложных дорожных развязок и эстакад, по которым, подобно кровеносной системе живого организма, можно свободно добраться до любой точки на карте города.
        Все эти рассуждения «про себя» неожиданно навели на мысль о том, ради чего мы и оказались в Японии, - об «амановских» аквариумах и волшебных продуктах ADA, многие из которых еще только предстояло опробовать. Видимо, сотни раз перепроверенная точность рецептур и системный подход к построению аквариума, когда каждая деталь важна и существенна, есть лишь одно из проявлений весьма специфичного менталитета японцев. Тут же вдруг в сознании всплыли галереи имен: SONY, Panasonic, Hitachi и другие, ставшие во всем мире олицетворением безупречного качества и надежности. Но довольно лирики. Пора вернуться к Амано и его амбициозным проектам.
       Как я уже отмечал, Международный Форум-центр располагается в центре Токио и неслучайно. Эта престижная площадка принимает самые авторитетные бизнес-форумы, и вновь отметим важность этого обстоятельства с точки зрения уровня и статуса Nature Aquarium Party, ежегодно устраиваемом компанией ADA, на которое собирается мировая элита аквариумистики.

 После торжественного открытия мероприятия и оглашения членами международного жюри результатов Международного конкурса дизайна растительных аквариумов (IAPLC) 2008 года, с небольшой, но очень интересной лекцией выступил господин Амано. Он остановился на вопросах дизайна растительных аквариумов, композиции и самых распространенных ошибках, допускаемых акваскейперами при аранжировке своих работ и их фотографировании. Так на примере некоторых конкурсных аквариумов господин Амано отметил такие мелкие с точки зрения технологии обустройства акваландшафта, но оказавшиеся роковыми при вынесении вердикта жюри ошибки, как, например, загромождение переднего плана аквапейзажей плотными фрагментами разросшегося мха или кустов папоротников, вплотную прилегающих к переднему стеклу аквариума. Маэстро обратил внимание аудитории на то, что такие недочеты мешают целостному восприятию композиции и вычерчивают переднюю границу, которая создает у зрителя ощущение «вырубленности» всего пейзажа, нарушая тем самым важнейший принцип Nature Aquarium – естественности и безграничности восприятия подводной картины.
       Другой распространенной ошибкой в дизайне Мастером было отмечено нарушение соотношения флангов композиции. Как известно, Такаси Амано придерживается пропорции сторон - 3:2, так называемого «золотого сечения», и считает, что именно такое распределение «веса» между двумя условными частями подводного ландшафта наиболее гармонично. При этом аквадизайнер не всегда следует правилам соотношения, которое, по мнению Маэстро, касается не только распределения площади дна аквариума, но и таких составляющих композицию деталей, как высота растений, размеры, форма и цвет их листьев, длина и толщина ветвей коряг, размеры камней, используемых и в качестве основных элементов пейзажа, и дополнительных акцентных «пятен». При этом множественные однородные элементы, не смотря на различные размеры, должны все же соответствовать некоему шаблону. Так, например, при использовании группы камней разного размера следует обращать внимание на то, чтобы цвет камней не различался, а особенности формы, углов и поверхности сколов создавали впечатления единого когда-то монолита, расколовшегося на части под действием, скажем, природной стихии. 
       Нередко аквадизайнеры при обустройстве подводного ландшафта «П»-образного типа (то есть двуфлангового) пренебрегают правилом принятой пропорции и используют для аранжировки «подчиненной», меньшей части композиции камни, коряги и растения (скопления растений, имеющие форму единого куста) явно больших размеров, чем нежели аналогичные элементы в противоположной доминирующей части. А это, безусловно, нарушает баланс всего пейзажа, который требует того, чтобы основной, главенствующий фрагмент (фланг) композиции был гармонично «обыгран» соответствующими элементами. Например, при использовании в аранжировке кустов анубиаса приблизительно одинакового размера, их количество на довлеющем фланге («3» - при соотношении 3:2) должно соотноситься с количеством этих же кустов, высаженных на меньшем фланге, пропорционально общему соотношению («2» - при соотношении 3:2).
       Среди других недочетов, допускаемых конкурсантами, господин Амано также останавливался на необходимости более тщательно подходить к выбору декоративных материалов, как, например, камней, и их расположению. Так один неудачно установленный камень в группе других камней может существенно понизить рейтинг даже самого зрелищного пейзажа, если, скажем, самая выгодная с точки зрения восприятия сторона такого камня загораживает часть уходящей вдаль дорожки и тем самым отвлекает взгляд зрителя от одного из важнейших в арсенале аквадизайнера трюков, призванных создать зрительную перспективу ландшафта.
        На сим хочу закончить перечисление дизайнерских ошибок, отмеченных Такаси Амано в его лекции. Для себя же я отметил, что вопросы композиции и концепции создаваемого ландшафта требуют от аквариумиста, прежде всего, сосредоточения на идее всей подводной картины. Что же касается красоты и выразительности используемых материалов и растений, то именно здесь лежит главная проблема начинающих акваскейперов, которые, стараясь непременно в деталях показать всю прелесть затейливого рисунка камня или умиляющую форму листьев редкого и капризного, но умело прирученного растения, подчас забывают о целостности созданного пейзажа. Ведь, действительно, если взглянуть на аквариумы, получившие высшие отметки у жюри IAPLC, мы обнаружим весьма аскетичный подход авторов при выборе количества и видов растений, использованных для сотворения этих поистине прекрасных картин. Стоит также отметить и тот факт, что растения, относящиеся к самым популярным и часто встречающимся в акваскейпах лучших дизайнеров, вряд ли можно отнести к редким или капризным.
       После церемонии вручения призов победителям IAPLC 2008 в стеклянной башне причудливой формы, напоминающей гигантский космический корабль, для всех участников Торжественной церемонии была устроена party в довольно демократичной и далеко неофициальной обстановке. Не описывая во всех деталях мероприятия этого шумного и многоязычного собрания международной команды аквариумистов-травников, отмечу лишь необычайно дружескую и раскрепощенную атмосферу, царившую здесь. И даже тот ажиотаж, с которым коллеги-аквариумисты из стран азиатского региона (а они явно доминировали среди гостей и участников) буквально штурмовали столы с угощениями, вызывали лишь добрую улыбку умиления у тех, кто не поспел и остался, увы,… с пустой тарелкой. А веселый конкурс аквариумного дизайна в стиле Ивагуми, организованный тут же на импровизированной сцене как забавный аттракцион, тематически точно подчеркивал дух всего мероприятия и стал его достойным дополнением.

      Продолжение следует…

 

Часть 2 

       Следующим пунктом нашего японского «природноаквариумного» турне было местечко Урусияма, расположенное близ Ниигаты. Именно здесь дислоцируется штаб-квартира ADA с ее знаменитой Галереей Природного Аквариума.
       Когда-то давно, я слышал, что Япония – страна, по которой чрезвычайно удобно путешествовать, и нам предстояло убедиться в этом, проделав путь от Токио до Ниигаты. Действительно, любой маршрут в любом направлении здесь несложно проложить, отталкиваясь от своего кошелька и временных пожеланий. Причем сокращение затраченного на дорогу времени, определяющее стоимость поездки, с торицей окупается комфортом и удовольствием от самого путешествия. И не только… Время для японцев – не просто физическая величина. Именно здесь я впервые столкнулся с таким сверхуважительным отношением целой нации ко времени, когда всего одна минута ценится так же, как час или сутки, год. И выкладывая за поездку на знаменитом «синкансене», «поезде-пуле», как его здесь называют, продолжительностью на три часа короче сумму в два раза превышающую стоимость билета на обычный междугородный поезд, японцы платят не только и не столько за сервис на борту этого космического железнодорожного лайнера, но, прежде всего, - за сэкономленное драгоценное время. А точность, с которой здесь работает весь общественный транспорт, вообще привела меня в замешательство. Все 9 дней нашего пребывания в Японии ежедневно мы пользовались поездами, автобусами, и расписание движения для всего, что здесь ездит, является практически законом. Мне пришла в голову странная мысль – эта страна живет благодаря тому, что все и вся здесь подчинено и жестко следует своему расписанию, и, если хоть один пригородный автобус задержится всего лишь на 5 минут, то это может привести к катастрофе и хаосу всей страны.
        Итак, за пару часов домчавшись на «синкансене» - поезде, который умеет летать, не отрываясь от железнодорожного полотна, от Токио до пункта назначения, мы очутились в крупном, но уже не столь сюрреалистичном городе – Ниигате, в сорока минутах езды от которой и находится Урусияма.
        

Первый день пребывания гостей в Галерее Nature Aquarium был полностью посвящен знакомству с тем великолепием, которое завораживает с первого шага любого ступившего в пределы этой жемчужины аквадизайна. Подробно описывать свои ощущения от созерцания «амановских» аквариумов вживую не стану: многие видели фотографии в Интернете, да и чувства эти весьма интимны. Ведь неслучайно Природный Аквариум как концепция в мировой аквариумистике занимает свое отдельное, весьма почетное место. Скажу лишь, что какова бы не была степень мастерства фотографа, включая самого Такаси Амано, человека, с именем которого художественная фотография связана так же, как и волшебной красоты подводные пейзажи, на снимке невозможно передать то, что вызывает трепет и удивительное ощущение естественности в моменты «живого» наблюдения за этими аквапейзажами. И именно здесь, в этой галерее я вновь ощутил то же самое чувство, которое посетило меня при первом знакомстве с аквариумами Амано: «Как такое возможно!» Только это было уже более острое чувство, с оттенками восторга и бесконечного восхищения перед мастерством маэстро. Я не знаком с экстрасенсорикой, но та энергетика, которая царит в Галерее Амано, похожа на сильнейший гипноз, полностью парализующий сознание зрителей, когда все находящиеся здесь, я уверен, абстрагируются от того, что занимало их мысли минутой ранее, и погружаются в сказочный мир гармонии, красоты и покоя, изливаемых на них из-за стекла каждого из аквариумов. И тут я понял, насколько важновидеть Природный Аквариум вживую, чувствовать, как каждая клеточка внутри твоего организма приходит в равновесие с божественной гармонией самой природы, умело воссозданной в этих подводных картинах. Вспомнилась и дискуссия о самом термине «Природный аквариум», то тут, то там появляющаяся на аквариумных интернет-форумах. Признаюсь честно, находясь здесь среди десятков аквашедевров, все споры об обоснованности именования «природными» этих аквариумов кажутся, да простят меня теоретики современной аквариумистики, - ничтожными (ничего личного по отношению к кому бы то ни было).
         В завершение первого дня господин Амано, лично приветствовавший всех своих гостей в лоно Nature Aquarium Gallery, пригласил нас, удостоившихся большой чести участвовать в предстоящем Nature Aquarium семинаре, на банкет. Сейчас вспоминая то, что у нас, европейцев, обычно именуется банкетом или официальным приемом, я с полной ответственностью могу заявить, что ничего подобного я раньше не встречал и не ожидал увидеть, а, тем более, стать непосредственным участником такого действа. Пытаясь дать верное определение тому, что случилось в Яхико Гранд отеле, расположенном тут же в Урусияме, у подножия утопающих в сочной зелени гор, я мучительно перерыл весь свой скромный лексический запас и не нашел ничего более подходящего, кроме как назвать это мероприятие большим семейным праздником. Теперь все по порядку…
         Упомянутый мной отель относится к разряду тех, что в европейских путеводителях по Японии именуют отелями в национальном стиле. Иными словами, здесь все – от элементов отделки интерьера до меню тамошнего ресторана - было насквозь японским. Во всяком случае, мне так казалось. И тот особый колорит, который воспринимался нами, скорее, как захватывающий аттракцион, а для здешних постояльцев был чем-то обыденным, ярко выделял ту вечернюю трапезу из калейдоскопа впечатлений от всей поездки. Гостей перед началом торжественного ужина заботливо разместили в номерах этой гостиницы. И вновь кажется противоестественным называть эти комнаты общепринятыми терминами. Ведь собственно номер представлял собой помещение, густо пропитанное запахом соломки, использованной тут и в качестве основного убранства жилой комнаты, и половиков, и жалюзи на огромных окнах. Невысокий столик, пользоваться которым по его назначению можно было только, сев на пол или стоящие здесь специальные стулья без ножек, шкафчик со всем необходимым для чайной церемонии, напольный фонарь все в том же японском стиле, встроенный шкаф, в котором висела пара отутюженных кимоно, специальные тапочки для визитов в отхожие места, ванная комната с купелью в виде деревянного ящика, в который мог бы поместиться разве что восьмилетний подросток-россиянин – вот, пожалуй, и все, что предлагалось гостям из удобств. Посудите сами, разве все это не мило? Немного переведя дух от увиденного, я осознал, что господин Амано готовит сюрприз для своих гостей, и не обманулся.
         Для ужина здесь же в отеле был подготовлен большой зал, попасть в который можно было по японской традиции, оставив свою обувь в прихожей. Выстроенные рядами столики для гостей были ровно той же высоты, что и в номере. Когда все гости собрались и расположились на мягких подушечках на полу, каждый у своего стола, на которых были расставлены всевозможные диковинные яства, господин Амано, восседавший в центре зала, произнес короткий приветственный спич и закончил его почти по русской традиции тостом за всех присутствующих. Выпитый Мастером кубок в форме широкого блюда и хлесткая шутка, брошенная им в адрес японских акваскейперов, которые де не могут занять главную ступень пьедестала IAPLC, потому что не владеют таинством правильного соития со спиртным, означали начало большого праздника большой семьи акваскейперов, горячо преданных идеям Nature Aquarium и любящих его так же, как и сам Маэстро. Дабы не утомлять деталями всего этого фееричного и по-родственному теплого, искреннего собрания самых ярых поклонников творчества Великого Амано я лишь замечу, что нарочитая ритуальность происходящего, включая и бесчисленное множество вкуснейших блюд национальной кухни, и молодых японских девушек, по древней японской традиции сопровождавших трапезу каждого гостя, заботливо пополнявших саке едва опустевшие глиняные рюмки, была сдобрена атмосферой родства и единения всех принимавших участие в этом веселом и шумном празднике Nature Aquarium.
          Для уставших и довольных гостей на закуску предлагалось получить отдохновение от суеты и помедитировать в ваннах с живительной водой здешних горячих минеральных источников.
          Поистине царский прием, оказанный Такаси Амано каждому присутствующему здесь, означал лишь одно – чувство глубокой признательности за преданность идеям концепции, рожденной и с любовью взлелеянной Мастером Природного Аквариума.
         Запаленные огоньком страсти и радостью посвящения в члены всеобщего братства «амановского» Учения мы ждали самого главного блюда – Мастер-семинара Такаси Амано. Нетерпеливое сознание рисовало образы учебного процесса, предвкушая снисхождения на нас великого таинства, которым, как нам казалось, одарит нас Мастер. Но и здесь нас поджидал большой сюрприз. Такаси Амано не предложил нам традиционных классов и расписания занятий, ведения конспектов и чопорной униформы слушателей, что столь характерно для европейской школы. Вместо этого на все четыре дня, которые длился тренинг, всем участникам предстояло стать де-факто членами команды ADA и каждой клеточкой своего организма, что называется, на собственной шкуре, почувствовать радость соития с великой школой Амано. Многие наверное смотрели западные фильмы о том, как изнеженные благами современной цивилизации супермены и вумены приезжали на Восток для овладения искусством какого-нибудь направления чудо-борьбы, и как они бывали обескуражены тем, как строился учебный процесс. Нечто, отдаленно напоминающее эти захватывающие сюжеты американских блок-бастеров, сопровождало и наш курс, а мы, якобы слушатели семинара, подчас очень походили на амбициозных, но неуклюжих учеников, приехавших, скорее, на церемонию посвящения, нежели готовых потом и кровью отшлифовывать мастерство владения приемами и сакраментальными знаниями.

       Продолжение следует...
 

Купить фары на солярис

Яндекс.Метрика